ВСЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА БЫЛИ МОЕЙ МАТЕРЬЮ. Является частью медитации на равностность, но имеет две необычности. Первая – нам сложно представить, что все живые существа были нашей матерью, это выше нашего ума. Почему мы не в состоянии это представить? Потому, что мы этого не помним (говорит нам логика нашего ума), а, следовательно, как мы можем этому доверять? Для этого необходимо убедиться в наличии прошлых жизней, поэтому рекомендуется спросить свой ум – а почему ты считаешь, что прошлых жизней не существует? На это у ума существует только два ответа: я их не помню, и я их не вижу. В таком случае на первый ответ, уму можно возразить – ты не родился от своей матери, потому, что факта своего рождения ты тоже не помнишь. Но это не означает, что этого факта не существует. На второй ответ есть логичное возражение – существует много вещей, которые ты не видишь.

Несмотря на такие логические возражения, наш ум не обрадуется, и не поверит сразу этому. Ум очень тяжело поддаётся убеждениям. Это очень хорошо, в противном случае нас могли бы убеждать в чём угодно. Ум является, своего рода «магическим кристаллом», в котором сохраняется первоначальная потенция к самогипнозу, к самоубеждению. Поэтому у него есть огромное желание во что-то поверить полностью и окончательно, но у него есть большое препятствие – он подвергает всё сомнению, не может сразу поверить во всё. Человек активно борется с этим препятствием, и рано или поздно побеждает свой ум, обретает уверенность, веру во что-то. Во что – это другой вопрос. Буддизм утверждает, что на одной вере далеко не уедешь, нужно понимание, знания. Цель таких «споров» с умом – вызвать сомнения ума – а вдруг действительно существуют прошлые жизни? Этого достаточно, цель положения достигнута.

Буддизм утверждает, что в нашем уме коренится понятие, что прошлых и будущих жизней нет. Оно существует либо как опасение, что прошлых и будущих жизней нет (ну как же так, что же со мной будет?), либо надежда, что их нет (когда человек натворил немало – отвечать не придётся).

Мы верим реинкарнацию потому, что так утверждает восточная философия, так говорил Будда и т.д. Но это не значит, что мы в этом уверены. Мы только доверяем основоположникам Буддизма. У нас, на самом деле, нет уверенности в прошлых и будущих жизнях. Что это означает? С точки зрения Буддизма, если у нас нет этих понятий – это симптом болезни ума. Если эту болезнь не устранить, то порождение Боддхичитты будет только на словах.

Аналитические медитации предназначены для лечения, для развития больного, извращенного ума. Через сомнения, затем логические обоснования, мы приходим к естественной убеждённости в каждом положении. В начале, когда мы находимся в состоянии болезненного ума, эти положения нам кажутся дикими, странными и бесполезными. Затем, мы задумываемся – а вдруг в них есть что то полезное? Ведь не зря же тысячелетние традиции Востока говорят об этом. Мы пытаемся их обосновать, размышляем над ними, и приходим к естественному выводу – да, действительно, все живые существа были нашими матерями. На самом деле не важно, были ли все живые существа нашими матерями, или нет, но когда мы так думаем, то это приводит к очень благим следствиям, мы накапливаем благую Карму. Если мы не будем так думать, то это не позволит нам накопить благую Карму, и, следовательно, не позволит практиковать Боддхичитту. Это своеобразная уловка для нашего сознания, если их не будет, то мы не сможем изменить сознание и вырваться из трясины Сансары (круговорот воплощений).

Через утверждение первого положения в наш ум, «контрабандой», заносятся следующие идеологеммы: а. уверенность в существовании прошлых и будущих жизней.

б. наш ум является безначальным – не имеет начала и конца.

в. нематериальность нашего ума – не обладает двумя качествами любого материального тела – у нашего ума нет цвета и нет формы. Он принимает любые цвета, и какие угодно формы в зависимости от того объекта, который он исследует. Если бы он имел цвет и форму, то был бы таким же материальным объектом, и у него не было бы способности воспринимать их. Ум отличен от них по своей природе. Это первая особенность этого положения.

Вторая особенность заключается в более глубоком понимании реальности. «Живые существа» и «матери» первого положения, являются кармическими конфигурациями, это поле проявления нашей Кармы (действие). Она проявляется в нашем отношении, в действиях, к живым существам. В этой жизни мы пожинаем плоды нашего прошлого отношения к другим существам, и одновременно формируем своим сегодняшним отношением следующую жизнь. Поэтому, живые существа, являются своеобразным «накопителем» нашей Кармы. Положение «все живые существа являются нашей матерью» – утверждает то, что именно из-за моих действий (отношения) к живым существам в прошлой жизни, я родился там, где родился, и являюсь тем, кем родился. Наши родители – всего лишь повод для нашего рождения, но не причина. Настоящая причина рождения – кармическое поле нашего взаимодействия с живыми существами.

Это положение, по сути, говорит о том, что мы должны относиться ко всем живым существам как к своей матери. Закладывая такую установку в свой ум, мы, рано, или поздно, сформируем своё отношение, мировоззрение, заложим те основы миропонимания, которые непременно приведут к соответствующим результатам, выведут нас на более высокий уровень сознания.



Отправить ответ

Вы должны быть авторизованы чтобы отправить комментарий.