ВИРЬЯ ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО ЭНЕРГИЧНОСТИ (УСЕРДИЯ, РАДОСТНОЙ АКТИВНОСТИ).

Парамита усердия – это ментальный фактор (все парамиты связаны с умом), помогающий находить радость в добродетельных деяниях. У парамиты Усердия тоже есть препятствия, преодолевая которые, мы овладеваем этой практикой – это три вида лени: а. вялость (собственно лень).

б. тяга к недобродетельному (лень тянуться к добродетельному)

в. недостаточная уверенность в своих Духовных возможностях.

Если бы не эти три вида Лени, то мы достигали бы больших успехов в медитации и в практике Буддизма.

Вялость. Проявляется в ощущениях – я устал, я хочу спать, я не хочу медитировать, слабости, разбитости и т.д. Признаётся всеми мастерами Буддизма, что справиться с этой проблемой очень не легко. Дело в том, что мы приучены к Лени с рождения (мать кормит ребёнка), не ленивых людей нет. Некоторые достигли успехов в борьбе с Ленью, остальные – нет.

Человеческий ум, в Сансаре, заведомо болен не чувствуя и не видя этого. Поэтому он не видит причин лечиться, полагая, что он здоров. Мы ставим себе ложный диагноз, попадая, в результате, всё в худшие и худшие ситуации (миры), потом нам становится уже не до лечения, не до приёма лекарств. Буддизм предлагает сначала осознать этот факт, факт тяжёлой болезни нашего ума, и признать его. Только когда мы осознаем, что наш ум тяжело болен, только тогда мы почувствуем желание вылечиться, принять лекарство.. Учение Будды, практика медитаций – являются этим лекарством. Очень важно желание человека выздороветь – это означает, что мы сами можем создавать причины своего здоровья и счастья.

Для этого важно практиковать Дхарму (1-2 часа в день) ежедневно, и не прерываясь. Это очень малое время по сравнению со временем, которое великие Учителя посвящали медитации (20-24 часа в сутки). На высших стадиях развития сознания, возможно программирование своих снов, в которых они занимаются практикой (спят, и во сне видят, что они занимаются медитацией).

Существуют и опасности – опасность переусердствовать, не следует с самых первых шагов делать непомерно большие усилия, иначе это может отбить охоту заниматься медитацией вообще. Нужен постепенный, систематический подход, что бы нам нравилось то, что мы делаем, нравилось заниматься ею. На Западе, люди начинают практиковать учение Будды со спринтерским подходом (дали медитацию на 20 минут, стало получаться, просят дать ещё что-нибудь подольше), вместо марафонского, быстро выдыхаются, и чаще всего совсем прекращают практики. Считается, что это никакое не усердие, а просто возбуждение ума. Поэтому, если в начале духовных тренировок, человек испытывает чувство счастья, то это является признаком возбуждённого ума, признаком того, что он скоро совсем прекратит занятия (чувство счастья будет уменьшаться, скорее всего, пропадёт, зачем заниматься?) и займётся другими вещами. Мастера медитации рекомендуют – если в начале медитации появляются эти признаки (чувство счастья), то не затягивайте практику, делайте её короче, что бы оставаться на твердой почве реальности. Люди с возбужденным умом зачастую начинают «видеть» божества, которые с ними разговаривают. Это означает, что ум начал «лететь», и «летит» он в неправильном направлении. У них не возникает вопрос – почему Асанга, только через 12 лет непрерывных медитаций, увидел Будду Майтрейя? Они не понимают, что для достижения настоящих, а не мнимых результатов, нужны годы регулярных и систематических занятий.

На первых этапах очень важна практика отречения, которая приводит к спокойному осознанию – если мне не удастся отказаться от Сансары, то полного счастья мне достигнуть, тоже не удастся. С этой мыслью стоит размышлять и проводить аналитические медитации «о драгоценности человеческой жизни» – мы располагаем лодкой драгоценной человеческой жизни, на ней мы можем пересечь океан Сансары, и если мы не воспользуемся этим шансом, то утонем в океане Сансары и впустую потратим свою драгоценную жизнь. Это гораздо более эффективное средство для проявления в себе усердия в практике, чем внезапно меняющиеся «счастливые», нестабильные состояния.

Вначале следует проявить небольшое усилие, что бы вообще приступить к систематической Духовной практике. Настоящий энтузиазм (усердие) возникает впервые благодаря аналитической медитации на «драгоценную человеческую жизнь«. Это два совета буддистов, которые помогут начинающим.

Противоядием от первого вида Лени является практика аналитической медитации «о драгоценности человеческой жизни». Чем больше мы практикуем её, тем больше понимаем, как мы разбазариваем свою драгоценную жизнь, и это вызывает в нас большее усердие в занятиях.

Тяга к недобродетельному (лень тянуться к добродетельному). Этот вид Лени связан с привязанностью к мирской деятельности. Вся наша мирская активность – есть проявление тяги к недобродетельному (кроме особых случаев, когда сознание находится на высоком уровне, когда нравственность созрела). Тибетский Буддизм утверждает – мирская активность не приносит хороших результатов и препятствует достижению высших целей. Чем больше мы активны на мирском пути, тем менее мы успешны на Духовном, и наоборот – чем дальше мы находимся на Духовном пути, тем мы менее активны в мирских делах. Более того, сама мирская активность – это тоже, своего рода Лень. Мы лучше чем-нибудь займёмся (посмотрим телевизор, встретимся с кем-нибудь, куда-нибудь пойдём и т.д.), чем займёмся медитацией. Нам лень медитировать – вот мы и бегаем туда – сюда.

Противоядие от этого вида Лени – медитация на четыре благородные истины:

а. Сансара – это есть страдания.

б. у страдания есть причина (жажда желаний).

в. причина может быть пресечена.

г. существует путь освобождения от страданий.

Буддизм утверждает – любая мирская активность всегда приводит к страданиям.

Существует Духовное правило – ослабьте силу своих привязанностей, которыми наполнена мирская деятельность, и тогда появится энтузиазм в Духовных практиках. Достаточно, что бы она ослабла, что бы проявились результаты Духовной практики. Сила освобождения от привязанностей считается реальной силой, перенаправляя которую, мы достигаем результатов там, куда направили эту силу. Пока мы не имеем силы отречения от своих привязанностей, то сила ума то появляется, то пропадает. Как только мы начинаем от чего-то отрекаться, отказываться, то эта сила начинает работать (как ракета, которая доставит нас на Луну, если мы отречёмся от Земли).

Недостаточная уверенность в своих Духовных возможностях. Связан с чувством собственной неполноценности (этого я не достигну, это мне неподсилу, и т.д.). Считается, что этим, человек сам себе воздвигает препятствия на Духовном пути. Также считается проявлением Лени – когда человек ищет, и находит, себе самоуничижительные оправдания (я глупый, я не достоин, нет у меня талантов, и т.д.). Ум пускается на хитрости, отговаривая себя от занятий. Лень такого рода (находить себе оправдания) будет мешать с самого начала, и она даже похожа на смирение, но на самом деле – никакое это не смирение. Смирение подразумевает скромность и силу. Здесь же люди готовы признать всё что угодно, лишь бы не медитировать, они на самом деле ленивы, а не скромны.

На Западе, недостатком людей является «спринтерский» старт, быстрое перегорание, и отход от практик. На Востоке другая опасность – люди слишком медленно к ним приступают, если вообще приступают, они слишком ленивы. Гешетинле говорил – люди Востока склонны впадать в лень, а люди Запада склонны впадать в самоуверенность при движении по Духовному пути. Эта самоуверенность основана на том, что люди не знают, как правильно надо заниматься, а когда узнают об этом в подробностях – то станут ленивыми как на Востоке. Люди, мало знакомые с учением Будды, полны энтузиазма и сил. Люди, хорошо знакомые с этим учением – часто испытывают уныние из-за понимания длительности и трудности пути. Поэтому крайне необходим срединный путь – хорошее знание учения и уверенность в своих силах. Далай Лама 14 предупреждает – из трёх сил, которые препятствуют порождению парамиты Усердия (Радостной Активности), особенно опасна именно третья (чувство собственной неполноценности). Далай Лама 3говорил – духовная вялость и инертность (лень, сонливость и т.д.) являются следствием того, что наши глупые тело, речь и ум, устремляются к своему глупому счастью, заключающегося в праздности, сексе и сне. Лама Цонкапа сравнивал Парамиту Усердия с растущей Луной, потому, что благодаря Усердию возрастает и понимание, и реализация Пути, все действия становятся осмысленными, возрастает качество нашей жизни.



Отправить ответ

Вы должны быть авторизованы чтобы отправить комментарий.