



Даже овладев Пятью Совершенствами, став мастерами Медитации, мы не станем Буддами без обретения Мудрости. Мудрость недостижима без предварительной практики Пяти Совершенств, они являются методом её обретения. К состоянию Будды приводят только единство метода Пяти Совершенств и Мудрости.
Мудрость – это точное аналитическое понимание целого реальности. В любой момент Будда знает всё о желаемом объекте, это есть состояние всезнания о любом объекте сразу и целиком. В Сутра Парамита сказано: «Знание того, что целое реальности лишено возникновения – и есть Праджна Парамита». Это очень сложное знание. Это знание того, что этот мир, и мы в нём – никогда в подлинной Реальности не существовали. Считается, что к пониманию этого знания, ум надо готовить долгие годы. Мы привыкли видеть мир таким, каким мы его видим, наш ум лишён Мудрости, и только при овладении ею, появляется понимание истиной Реальности.
На первом этапе знания, когда мы овладели Медитацией, приходит твёрдое понимание того, что всё, что мы видим, слышим, чувствуем и думаем – на самом деле лишено подлинной Реальности и никогда не существовало. Всё это лишь цветок Иллюзии, возникший на ниве Пустоты.
Первый шаг к Мудрости – это понимание того, что все вещи, люди, и даже мы сами лишены реального существования. Возникает вопрос: что же тогда реально существует? Ответ: реально существует лишь пустой воспринимающий ум, который не есть что-то, а есть лишь чистое восприятие. Ум – это фон, на котором возникают мысли (любая мысль является ограничением ума), это нечто, что воспринимает что-то, сам, не являясь чем то. Если бы ум являлся чем то, то он не мог бы воспринять то, чем он является (шкаф не может воспринять другой шкаф), он воспринимает всё что угодно, думать о чём угодно, не являясь при этом объектом восприятия. Т.е. – всё является нереальным, реальным является только чистое восприятие, первоначальное восприятие нашего ума лишённого всяких мыслей.
Природой ума является Свет (огонь – ред.), все загрязнения случайны и преходящи. Именно этот Свет и есть подлинная реальность, или состояние Будды.
Реально существует лишь пустой от объектов воспринимающий ум, который не есть что-то.
Эти знания нам сразу не откроются, необходима длительная и систематическая работа в Медитации.
Вторым шагом является понимание того, что даже и этот ум в Реальности не существует. Что же есть? Есть много чего, но мы представить себе этого не можем. В Сутрах Праджна Парамита сказано: «Поскольку нет никакого познаваемого, то нет никакого знания. Таким образом, и нет такой вещи как ум«. Что же остаётся? Пустота?
Третий шаг говорит – нет даже пустоты. И ум, и пустота – это всего лишь понятия. Настоящая Реальность лишена понятийного содержания, она выше понятий. Когда мы, окутываем Реальность понятиями (пытаемся придать ей понятный нам смысл), мы сразу переходим в область иллюзий. Поэтому мы пытаемся дать понятие Уму, который не описывается понятиями. Ум, представляется нам, просто как ум. Пустота, поэтому, представляется нам как что-то ещё. Но это всего лишь понятия, ограничивающие Реальность. Если нет ни Ума, ни Пустоты, как мы это понимаем, то, что же есть на самом деле? Что остаётся, когда исчезает самость, личность, ум, пустота? Остаётся НЕВЫРАЗИМОЕ (сияющее знание Будды). «Когда кувшин умственных ограничений (понятий) разбит – сияет изначальное знание Будды» – это слова одного из величайших йогинов, лучше всего говорящих о Реальности.
Мы привыкли к тому, что мы можем описать, выразить мир только в понятиях, мы можем мыслить только понятиями, терминами, словами. Этим самым мы ограничиваем Реальность, и ничего не видим за границами этих ограничений, за границами наших понятий. Наши понятия только подводят нас к познанию Реальности. Но у нас есть более высокие непонятийные формы сознания, непонятийные формы понимания Реальности, о которых наш ум даже не подозревает. Наша задача и состоит в том, что бы пробудиться к этому более высокому, непонятийному уму.
Будда видит всю Реальность мгновенно, он видит все и сразу, ему не надо рассуждать и думать: что это? откуда взялось? кто сделал? из чего? зачем? и т.д. Он не думает в понятиях. Так думает человек, потому, что нашему человеческому уму не хватает силы думать вне понятий. Такое НЕПОНЯТИЙНОЕ знание есть в высших мирах Богов, поэтому им не нужен язык, им всё понятно без слов. Понятия – это посредник между мыслью и словом, поэтому нашему понятийному уму, нужен язык. К такому непонятийному уму мы и должны стремиться.
Боддхичитта (просветлённый ум) – достижение просветлённого ума для блага других (состояние Будды в трёх телах), забота о других более, чем забота о себе.
Здесь рассматривается учение крупнейшего тибетского буддистского ордена «желтые шапки», которое, по своей сути ничем не отличается от других орденов Алмазной Колесницы Буддизма. Отличие наблюдается только в текстах и в комментариях к ним разных учителей, и следовательно, в практиках и в подходах к ним. Суть же остаётся единой. Они приводят к изменённому состоянию ума, которое и позволяет достичь определённых уровней духовного восхождения.
Аналитические медитации – единственный способ вступления на Буддистский путь. Они готовят наш ум к «созреванию», без которого любые практики будут бесполезны, мы не почувствуем никакого эффекта, результата. Нашему сознанию сложнее всего справиться с простыми вещами, т.к. на них трудно удерживать внимание, трудно осознать и ввести их в наш поток сознания. Учение Тибетского Буддизма очень практично, просто и эффективно. Оно всегда приносит ожидаемый результат, и если результата нет, то дело в нашей ответственности, в нашем отношении к практикам.
Ранее были рассмотрены медитации четырёх основ: о драгоценном человеческом рождении (21 пункт); о непостоянстве смерти; медитации о Карме; о недостатках сансары и об отречении от неё. Их просто читают, но читают регулярно, каждый день, визуализируя текст. Они являются предварительными (в том числе и медитация на равностность), как бы введением, к проведению основной практики на порождение боддхичитты. Она является корнем, откуда проистекают наши заслуги и духовные успехи в рамках учения Будды.
Это синтетический метод из 12 положений включающих в себя (как матрёшка) дополнительные медитации. Положения нужно читать каждый день, не обязательно с комментариями. Со временем это обязательно даст результат.
Это очень древний метод, восходит к Бодхисаттве Майтрея, ламе Цонкапа и другим основоположникам двух основных школ Буддизма. Достижения древнейшей Восточной философии закреплены здесь в виде практических рекомендаций. Вначале было синтезировано Буддизмом Тибета 6 положений, но из-за того, что сознание сегодняшнего человечества очень затемнено и ослаблено для порождения боддхичитты, было добавлено ещё 6.
12 положений, ступеней метода – это, своего рода, самопрограммирование нашего мозга на позитивное мышление. В них собраны все сокровища боддхичитты, изложены в компактной форме, в нужной последовательности, все положения взаимосвязаны, являются «сокровищами» Буддизма.
1. ВСЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА БЫЛИ МОЕЙ МАТЕРЬЮ.
2. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИХ ДОБРОТЕ.
3. ЖЕЛАНИЕ ОТБЛАГОДАРИТЬ ИХ ЗА ДОБРОТУ.
4. УРАВНИВАНИЕ СЕБЯ С ДРУГИМИ.
5. УЩЕРБНОСТЬ СЕБЯЛЮБИВОГО УМА.
6. ПРЕИМУЩЕСТВО УМА ЗАБОТЯЩЕГОСЯ О ДРУГИХ (АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО УМА).
7. ЗАБОТИТЬСЯ О ДРУГИХ – ЭТО МУДРО.
8. ПРИНЯТИЕ НА СЕБЯ СТРАДАНИЙ ДРУГИХ ПОСРЕДСТВОМ ПОРОЖДЕНИЯ В СЕБЕ СОСТРАДАНИЯ.
9. ДАЯНИЕ ДРУГИМ СЧАСТЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОРОЖДЕНИЯ В СЕБЕ ЛЮБВИ.
10. ДЕСТВИТЕЛЬНЫЙ ОБМЕН СЕБЯ НА ДРУГОГО.
11. ПОРОЖДЕНИЕ НЕОБЫЧАЙНОГО, ВЫСШЕГО УМА.
12. ПОРОЖДЕНИЕ В СЕБЕ БОДДХИЧИТТЫ.
Каждое положение является отдельной медитацией, отдельной практикой воспитания ума. Каждое положения является поводом для появления в нашем мозге определённых состояний, напоминающих семена, при взращивании которых, появляются определённые всходы, растения приносящие плоды. Конечная цель этих практик – перестроить негативную работу больного мозга на совершенно новое для него позитивное мышление Двенадцатая медитация является, по сути, самой боддхичиттой, немыслимой без предыдущих одиннадцати.
Аналитические медитации на порождение боддхичитты:
1 Медитация на порождение Боддхичитты
2 Медитация на порождение Боддхичитты
3 Медитация на порождение Боддхичитты
4 Медитация на порождение Боддхичитты
5 Медитация на порождение Боддхичитты
6 Медитация на порождение Боддхичитты
8 и 9 Медитации на порождение Боддхичитты
10 Медитация на порождение Боддхичитты
ВСЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА БЫЛИ МОЕЙ МАТЕРЬЮ. Является частью медитации на равностность, но имеет две необычности. Первая – нам сложно представить, что все живые существа были нашей матерью, это выше нашего ума. Почему мы не в состоянии это представить? Потому, что мы этого не помним (говорит нам логика нашего ума), а, следовательно, как мы можем этому доверять? Для этого необходимо убедиться в наличии прошлых жизней, поэтому рекомендуется спросить свой ум – а почему ты считаешь, что прошлых жизней не существует? На это у ума существует только два ответа: я их не помню, и я их не вижу. В таком случае на первый ответ, уму можно возразить – ты не родился от своей матери, потому, что факта своего рождения ты тоже не помнишь. Но это не означает, что этого факта не существует. На второй ответ есть логичное возражение – существует много вещей, которые ты не видишь.
Несмотря на такие логические возражения, наш ум не обрадуется, и не поверит сразу этому. Ум очень тяжело поддаётся убеждениям. Это очень хорошо, в противном случае нас могли бы убеждать в чём угодно. Ум является, своего рода «магическим кристаллом», в котором сохраняется первоначальная потенция к самогипнозу, к самоубеждению. Поэтому у него есть огромное желание во что-то поверить полностью и окончательно, но у него есть большое препятствие – он подвергает всё сомнению, не может сразу поверить во всё. Человек активно борется с этим препятствием, и рано или поздно побеждает свой ум, обретает уверенность, веру во что-то. Во что – это другой вопрос. Буддизм утверждает, что на одной вере далеко не уедешь, нужно понимание, знания. Цель таких «споров» с умом – вызвать сомнения ума – а вдруг действительно существуют прошлые жизни? Этого достаточно, цель положения достигнута.
Буддизм утверждает, что в нашем уме коренится понятие, что прошлых и будущих жизней нет. Оно существует либо как опасение, что прошлых и будущих жизней нет (ну как же так, что же со мной будет?), либо надежда, что их нет (когда человек натворил немало – отвечать не придётся).
Мы верим реинкарнацию потому, что так утверждает восточная философия, так говорил Будда и т.д. Но это не значит, что мы в этом уверены. Мы только доверяем основоположникам Буддизма. У нас, на самом деле, нет уверенности в прошлых и будущих жизнях. Что это означает? С точки зрения Буддизма, если у нас нет этих понятий – это симптом болезни ума. Если эту болезнь не устранить, то порождение Боддхичитты будет только на словах.
Аналитические медитации предназначены для лечения, для развития больного, извращенного ума. Через сомнения, затем логические обоснования, мы приходим к естественной убеждённости в каждом положении. В начале, когда мы находимся в состоянии болезненного ума, эти положения нам кажутся дикими, странными и бесполезными. Затем, мы задумываемся – а вдруг в них есть что то полезное? Ведь не зря же тысячелетние традиции Востока говорят об этом. Мы пытаемся их обосновать, размышляем над ними, и приходим к естественному выводу – да, действительно, все живые существа были нашими матерями. На самом деле не важно, были ли все живые существа нашими матерями, или нет, но когда мы так думаем, то это приводит к очень благим следствиям, мы накапливаем благую Карму. Если мы не будем так думать, то это не позволит нам накопить благую Карму, и, следовательно, не позволит практиковать Боддхичитту. Это своеобразная уловка для нашего сознания, если их не будет, то мы не сможем изменить сознание и вырваться из трясины Сансары (круговорот воплощений).
Через утверждение первого положения в наш ум, «контрабандой», заносятся следующие идеологеммы: а. уверенность в существовании прошлых и будущих жизней.
б. наш ум является безначальным – не имеет начала и конца.
в. нематериальность нашего ума – не обладает двумя качествами любого материального тела – у нашего ума нет цвета и нет формы. Он принимает любые цвета, и какие угодно формы в зависимости от того объекта, который он исследует. Если бы он имел цвет и форму, то был бы таким же материальным объектом, и у него не было бы способности воспринимать их. Ум отличен от них по своей природе. Это первая особенность этого положения.
Вторая особенность заключается в более глубоком понимании реальности. «Живые существа» и «матери» первого положения, являются кармическими конфигурациями, это поле проявления нашей Кармы (действие). Она проявляется в нашем отношении, в действиях, к живым существам. В этой жизни мы пожинаем плоды нашего прошлого отношения к другим существам, и одновременно формируем своим сегодняшним отношением следующую жизнь. Поэтому, живые существа, являются своеобразным «накопителем» нашей Кармы. Положение «все живые существа являются нашей матерью» – утверждает то, что именно из-за моих действий (отношения) к живым существам в прошлой жизни, я родился там, где родился, и являюсь тем, кем родился. Наши родители – всего лишь повод для нашего рождения, но не причина. Настоящая причина рождения – кармическое поле нашего взаимодействия с живыми существами.
Это положение, по сути, говорит о том, что мы должны относиться ко всем живым существам как к своей матери. Закладывая такую установку в свой ум, мы, рано, или поздно, сформируем своё отношение, мировоззрение, заложим те основы миропонимания, которые непременно приведут к соответствующим результатам, выведут нас на более высокий уровень сознания.
