ПРАКТИКА ШЕСТИ СОВЕРШЕНСТВ (шести парамит)

Ранее были рассмотрены аналитические медитации на Боддхичитту, которые готовят наш ум к более высоким практикам. Они содержат основные зёрна, основную структуру Махаяны – Великой Колесницы Буддизма, пути к состоянию Будды. После них наступает время практики Шести Совершенств. Они будут рассмотрены в практическом ключе – каким образом следует интегрировать эту практику в свой духовный путь одновременно с аналитическими медитациями.

1. ДАНА ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО ЩЕДРОСТИ.

2. ШИВА ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО НРАВСТВЕННОСТИ.

3. КШАНТИ ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО ТЕРПЕНИЯ.

4. ВИРЬЯ ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО ЭНЕРГИЧНОСТИ (УСЕРДИЯ, РАДОСТНОЙ АКТИВНОСТИ).

5. КХЬЯНА ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО МЕДИТАЦИИ.

6. ПРАДЖНА ПАРАМИТА – СОВЕРШЕНСТВО МУДРОСТИ (МУДРОСТЬ ПУСТОТЫ).

Парамита – на санскрите означает переправа, нас переправляют с берега глупости на берег мудрости. Они составлены в таком порядке, в каком их логичнее и легче практиковать. Мы не станем мудрее, если не научимся быть щедрыми, нравственными и т.д. Это, своего рода пирамида, основанием которой являются щедрость, вторым пластом является нравственность. На самом верху – мудрость. То есть, невозможно добраться до вершины, не пройдя путь к ней.

Буддизм рекомендует сначала изучить практику Четырёх Основ, затем практику Боддхичитты – основы Пути (во время которой наш ум созревает). Для закрепления зрелости ума и достигнутых результатов, приходит время практики Шести Совершенств.

По сути, это тренировка ума на щедрость, нравственность и т.д. Это внесение в нашу жизнь особых, новых для нас привычек.

Корнем практики Шести Совершенств является желание самому освободиться от Сансары, и освободить от неё все живые существа. Сансара – это колесо жизней идущих одно за другим (колесо перерождений, двенадцатеричное колесо взаимозависимого возникновения). В результате чего, любое существо проходит много жизней в различных формах существования. Особенностью Сансары является её природаприрода страданий. Колесо Сансары не приносит счастья никому. В более практическом смысле, Сансара – это не укрощённый, не контролируемый ум; ум, который страдает от омрачений. Освобождение от Сансары – это освобождение нашего ума от них. Как только мы освободим свой ум от омрачений – то мы тотчас освободимся от Сансары. Т.е. только контролируемый ум и позитивные привычки – дадут нам это освобождение.

Омрачения очень глубоки и разнообразны в зависимости от уровней сознания. Это не просто негативные мысли, есть масса омрачений, которые осознаются на более высоких уровнях понимания. Невозможно с сознанием, которое ещё не справилось с грубыми омрачениями первых ступеней (щедрости, нравственности), справиться с более тонкими омрачениями мудрости. У нас нет ещё нужных привычек, и поэтому все усилия будут бесполезны. Практика Шести Совершенств позволяет пройти путь освобождения от омрачений поэтапно, поступенчато, от одного уровня сознания к более высокому.

Философия Буддизма утверждает, что все мирские пути к счастью (богатство, власть, слава) являются ложными. Они подобны радуге. Погоня за человеческим счастьем, как погоня за радугой – всегда эфемерна, она оставит нас с пустыми руками, не решит никаких проблем, только добавит новых. Практика Шести Парамит строит мост к другому берегу, берегу, на котором находится действительная реальность, действительное счастье. В обычной жизни мы постоянно опираемся на свои привычки – либо негативные, либо позитивные. Они руководят нами в мирской повседневной жизни. Именно они определяют наше понятие о счастье и путях его достижения. Позитивные привычки приобретаются на пути Шести Парамит только с помощью тренировки ума и, соответственно, ведут к счастью своего сознания, и счастью других. Другими словами счастье – это абсолютный контроль над умом. Пока ум не усмирён, пока он не контролируется, полезные привычки не приобретаются – настоящего счастья мы достигнуть не можем. Практика Шести Парамит – это внедрение, сознательное встраивание (приобретение привычек) элементов счастья в свою жизнь, т.е. обретение счастья. 18.00.

Аналитические Медитации знакомят ум с новыми, непривычными для него понятиями, с другой реальностью. В результате повторений, систематических занятий, наш ум начинает по-другому думать. Практика Шести Парамит вырабатывает уже привычку по-другому действовать. Аналитическая медитация ограничена по времени – несколько минут занятий утром (желательно и вечером) во время медитаций (думать так постоянно, вводить их в поток нашего сознания нам никто не мешает и после медитаций – ред.). Практика Шести Парамит не ограничена во времени, её можно практиковать, постоянно нарабатывать привычки щедрости, нравственности, терпения, и т.д. и в свободное от медитаций время.